Статья из Интернета о борце и силаче Василии Мазенкове.

 

Не один Хаджи Мукан был кумиром для своих соотечественников. Тогда своих силачей и борцов почитали повсюду. Тифлисский духанщик Кула Глданели не знал себе равных в национальной борьбе “чидаоба”. Победил и многих, приезжавших на Кавказ цирковых чемпионов, в том числе и Эмиля Фосса первого. Поэтому слава Глданели выросла еще больше. Сказать, что он был знаменитостью для тифлисцев – это значит, ничего не сказать. “Бог на небе, а Кула на земле”- говорили его земляки. И вдруг 7 марта 1903 года рижский атлет В. Моор  имел неосторожность победить Кула Глданели. Сейчас трудно сказать, допустил ли Моор нарушение правил или другую бесцеремонность к любимцу Тифлиса. Но пришлось ему спасать свою жизнь от рассвирепевших болельщиков, многосотенной толпой хлынувших на арену. Не найдя надежного убежища на конюшне,  Моор укрылся в клетке для хищников (об этом заметка в старом номере “Советского спорта” за 6 марта 1960 года).

 А Василия Мазенкова знатоки считают такой легендарной личностью, что ему нигде и никогда не было равных. От природы был наделен огромной силой. Сначала работал кузнецом, затем служил в военном флоте. В 1914 году приобщился к борьбе на атлетической арене Нижнего Новгорода. Там же, выступив,  в 1917 году под черной маской перешел в профессионалы. А с 1934 года уже не разъезжал с чемпионатами, а вернулся домой, работал такелажником на Сормовском заводе.

  Ростом был не выше 180 см и весом не более 100 кг, тем не менее был действительно сильным борцом. И до самой войны не упускал случая сразиться с гастролирующими ежегодно чемпионатами. Очень сильно тянул публику и поднимал сборы госцирка.  Бешеный  восторг публики вызывал даже один его колоритный выход на сцену. Во время торжественного парада борцов он босиком, в одних огромных “семейных” трусах  перелезал через барьер и горланил: ”Давай бороться!” В 1937 году  в крупном Горьковском  чемпионате занял второе  место, уступив лишь колоссу Поволжья М. Борову.Одержал 17 побед при 2-х поражениях, а состав чемпионата был далеко не слабый. В 5 схватках доказал свое преимущество над 140 – килограммовым гигантом П. Чуркиным,  выиграл у Кожемяки, Вердена (Жеребцова), Спуля, немца Майера, чеха Холюпа.

 И еще долго не угасала среди земляков его огромная популярность. Спустя сорок лет  Александр  Мазур снимался на Горьковской киностудии в фильме “Жди меня, Анна” в роли Циклопа. Во время разговора в местной бане  неосторожно усомнился в непобедимости Мазенкова. За это его вместе  с кинооператором чуть не отдубасили. Подняли большой шум, утверждали, что  Мазенков был самый сильный борец,  25 пудов через дом перебрасывал, а трамвай на ходу снимал с рельсов. Кинооператор возразил, указывая на Мазура:- Да ведь он чемпион мира!. Что?! – заорали парильщики – Да из нас любой его на лопатки уложит!

Вторая статья. 

М.Максут. К сожалению, имени автора данной статьи не удалось узнать. Тем не менее, мы очень благодарны.

В данной статье имя нашего земляка,односельчанина идет под псевдонимом Хаджи Мурат, и он отмечен мной синим цветом.

  
........Русские борцы на олимпийских играх
Если профессиональная борьба в России как зрелище завоевала огромную популярность и русские профессионалы-борцы приобрели известность во всем мире (вспомним И. Поддубного, И. Заикина, И. Шемякина, К. Буля, И. Спуля и многих других), то любительская борьба была развита очень слабо, не имела никакой правительственной поддержки, а лишь держалась на частной инициативе. Русские борцы-любители хотя и принимали участие в международных состязаниях, но желаемого успеха, за редким исключением, не достигали. 
Только имена профессиональных цирковых борцов сверкали тогда на мировом борцовском небосклоне. При всем уважении к борцам, выступавшим в цирке, к их заслугам в популяризации борьбы мы не должны все же забывать, что ни один из них не выступал на зарубежных чемпионатах как официальный представитель России. Предположим, организуется чемпионат Германии или, скажем, Франции. Выгодно было борцу там выступить – он ехал, не выгодно — не ехал. Словом, он волен был выступать там, где платили больше. И еще одно обстоятельство: хотел хозяин дать первый приз и титул чемпиона мира такому-то борцу — он давал, но мог по какой-либо причине и не дать, несмотря на первоклассные выступления борца. Так было с Поддубным, когда он участвовал в чемпионате Луриха и где ему не дали возможности занять первое место. 
При всем том, что, как мы уже говорили, любительская борьба как вид спорта в России развивалась слабо, отдельные любители-самородки все же выбрались на международную арену и оказались (в тяжелейших условиях, без всякой рекламы) победителями на официальных первенствах международного масштаба. 
Международный олимпийский комитет был создан в 1894 году, а уже через два года в Афинах, в 1896 году, были проведены первые Олимпийские игры, в программу которых, как один из основных видов спорта, входила борьба. В том же году были утверждены правила борьбы, а также французская терминология приемов. Борьба получила название греко-римской, однако по старой привычке и традиции ее продолжали называть французской. Это название сохранилось до 1948 года, до того момента, когда советская Всесоюзная секция борьбы приняла решение именовать у нас в стране борьбу классической. 
На первые международные соревнования конца прошлого века были приглашены и спортсмены России, однако никаких средств на эту поездку власти не ассигновали. Пришлось прибегнуть к добровольным пожертвованиям. 
Впервые русские борцы приняли участие в международном тяжелоатлетическом чемпионате в 1898 году в 
Вене, где выступали от России два борца — А. Шмелинг и Г. Гаккеншмидт, который блестяще завоевал первое место, стал чемпионом Европы. 
И в Олимпийских играх 1908 года русские борцы приняли участие (Лондонская олимпиада), но здесь удалось занять лишь вторые места легковесу Н. Орлову и Н. Петрову в тяжелом весе. 
Особенно неудачным выступление русских борцов было на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году. По вине руководителей Русского олимпийского комитета соответствующая подготовка спортсменов к Олимпиаде проведена не была, все дело было пущено на самотек. Единственным борцом, дошедшим до финала, был Мартын Клейн. Он провел в финале самую длинную схватку за всю историю борьбы с двукратным чемпионом мира финном Ассикайненом. Они боролись 10 часов 15 минут. Победа по баллам была присуждена Клейну. На второй день Клейн Должен был бороться за первое место со шведом Игансоном, но из-за повреждения руки Клейн отказался от борь6ы и за ял второе место. 
На новом пути
После революции, в 1918 году, борцы сделали попытку объединиться. В Петрограде они создали Всероссийский союз борцов — атлетов-профессионалов. Был у союза свой девиз: “Один за всех и все за одного” — и даже свой печатный орган — журнал “Борец-атлет”, который вышел всего два раза. В мае 1918 года в первом номере этого журнала было помещено известие, обращенное ко всем борцам. Оно гласило: 
“Позволяем себе сообщить Вам приятное известие. Нам удалось организовать в Петрограде Всероссийский союз борцов — атлетов-профессионалов, имеющих своей целью объединить борцов-атлетов всей России. 
С товарищеским приветом. Президиум союза”. 
Но этому союзу не суждено было долго существовать. Он скоро прекратил свою деятельность. Никакого руководящего центра у борцов не было. Да и трудно было в то время его организовать. В стране еще бушевала гражданская война, была разруха, голод. 
Распадались традиции, созданные старыми борцами, многие из которых отличались и высокой дисциплиной, и требовательностью, и любовью к своему делу. Появились дельцы, сколачивающие капитал на мелких чемпионатах. В результате профессиональная борьба была запрещена. Но позже, в 1926 году, чемпионаты опять возродились, стали выступать под разными марками небольшие коллективы борцов. Это опять дало возможность “дельцам” взяться за дело. Появились частные владельцы чемпионатов — нэпманы, которые порой срывали большой куш, а борцам платили копейки. 
Созданное Центральное управление государственных цирков (ЦУГЦ) объединило все цирки, эстрады страны. Однако борцов в эту систему не включили. Но, как говорит старая пословица: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. 
Цирки, по свидетельству многих очевидцев, не пользовались особой популярностью, зрителей было мало. И вот тогда руководитель Главного управления цирков, по рекомендации и ходатайству старых борцов Н. В. Башкирова и Ф. И. Прашека, принял решение открыть чемпионаты французской борьбы. Первыми в ЦУГЦ были, приглашены два чемпионата, возглавляемые опытными людьми — Петром Петровичем Бредихиным и Леонидом Карловичем Гебауэром. Один из чемпионатов (под руководством Бредихина) проводился в Сталинградском цирке. 
Участник этого чемпионата, известный борец Василий Ярков рассказывал: 
— Когда мы прибыли в Сталинград, то узнали, что старое шапито продается с торгов. Артисты долго не получали жалованья. Цирк пустовал, народ не ходил. И сразу, как начали выступать борцы, пошли большие сборы, и все стало на свое место. В цирке были сплошные аншлаги. Шапито было спасено. Вот борцы, первыми вступившие в ЦУГЦ: Бредихин, Шивяков, Прохоров, Шацкий, Гайдамак, Ян-Цыган, Буревой, Калишевич, 
Хаджи Мурат, Чуфистов, Альтон, Аркас, Бернадский, Раковский, Аренский, Соловьев, Громов, Ярков, Сутягин. 
Видя заинтересованность зрителей борьбой, руководство цирков приняло срочные меры к увеличению составов чемпионатов. Начались поиски борцов, уже бросивших цирковую борьбу. Стали привлекать к этому делу молодежь. Большая группа молодых одаренных, людей впервые вступила на цирковую арену. И многие из них на долгие годы связали свою судьбу с цирком, став впоследствии знаменитыми артистами. 
Хотя Главное управление цирков уже приняло борцов в свое ведомство, однако разного рода “неорганизованные” мелкие чемпионаты появлялись то тут, то там. В такой чемпионат попал и автор этих строк в 1935 году. 
Развитие профессиональной борьбы набирало в это время утраченные ранее темпы. Центральное управление заваливали письмами, телеграммами, просьбами из разных городов и столиц республик — дать им в цирк чемпионат, прислать борцов, а иногда разгорался сыр-бор даже из-за одного борца. Письма шли от общественных организаций, от производственных коллективов фабрик и заводов. Директора цирков, особенно опытные, например, такие, как Яшин (Харьков), Бурунский (Днепропетровск), Алиев (Ростов), Сазонов (Баку), сами ехали в Москву, чтобы получить чемпионат в свой город. Эти директора умели добиваться своего. 
Некоторые авторы воспоминаний объясняют такой успех цирковой борьбы тем, что будто бы остальные цирковые номера были тогда низкого качества, зрителям не нравились. Позволю себе с этим не согласиться. В тридцатые годы на цирковой арене работали знаменитые артисты: Дуровы Владимир и Юрий, Кио, Маяцкие, сестры Кох; были конные аттракционы Никитина, Туганова, Кантемирова, воздушные аттракционы Бараненко, Буслаевых. Однако с чемпионатами по борьбе конкурировать никто не мог. И, видимо, здесь причина была не в низком качестве цирковых аттракционов, а в высоком качестве чемпионатов борцов, в их возрастающей популярности. Жители того или иного города наблюдали, что буквально через несколько дней после открытия чемпионата ребята уже боролись между собой на траве, на улице, брали себе имена известных, полюбившихся им борцов. Взрослые зрители подолгу и горячо обсуждали все удачи и промахи атлетов. 
В тридцатые годы особенно заметно было, как вливаются в мощную когорту ветеранов цирковой борьбы, когорту Поддубного, Заикина, Шемякина, Буля, Спуля и других звезд цирковой арены свежие силы. Одни из молодых борцов уже успели хорошо показать себя на манеже, а другие только начинали свой путь. 
В расцвете сил был Федор Кожемяка, Михаил Боров, Александр Пойвонец, Василий Буревой, Василий Боровских, Виктор Гомазов, Василий Ярков, Иван Куксенко (псевдоним Ян-Цыган). Способными борцами зарекомендовали себя Феофан Сечкаров (псевдоним Орленок), Аполлон Некрасов — в прошлом пензенский рабочий. Из рабочих Сормовского завода выдвинулся силач Василий Мазенков, из Казани — инженер Николай Жеребцов, выступавший под псевдонимом Верден. Появились тяжеловесы Петр Чуркин, Сергей Алопский, Иван Маслиев, Осман Абдурахманов, Федор Емельянов под псевдонимом Колосов и многие другие. 
Слов нет, такое созвездие красоты и силы, молодости и здоровья не могло не заинтересовать самого взыскательного, требовательного зрителя. 
В конце тридцатых годов все чаще в чемпионаты стали поступать спортсмены из любительских спортивных обществ, рекордсмены страны. Аркадий Каспарович, штангист, влюбленный в тяжелую атлетику, оставил штангу и пришел в цирковой чемпионат. В чемпионат вошли чемпионы Военно-Морского Флота, мастера спорта Я. Селифанов и В. Лысенко. На арене цирка стали выступать известные спортсмены Петр Загоруйко, братья Петр и Василий Денисовы, Иван Толмачев, Михаил Стрыжак. 
Это был настоящий союз спорта с цирком. Борцами цирка в разных городах страны было организовано немало секций французской борьбы, куда сходились со всей округи сотни юношей. 
Обычно в цирке каждый вечер боролись три пары борцов. Со временем широко распространились разные виды национальной борьбы. Иногда в том или ином городе в течение месяца проводили два-три вечера национальной борьбы, где боролись тридцать две пары, а то и больше. В афишах так и писали: кавказская, туркменская, узбекская, татарская, цыганская борьба. Такие вечера привлекали тысячи зрителей. 
Иногда поединки носили шуточный, веселый характер, как например, так называемый индийский бокс. На козлах высотой метра два с лишком устанавливали бревно. На него садились верхом, на расстоянии вытянутой руки друг от друга, два борца. В руки им давали мешки, набитые сеном, и начинался бой. Задача — сбить противника с бревна. Борцы серьезного значения этому развлечению не придавали, но некоторые из них стремились к победе любой ценой. Так и было однажды, когда на бревне завязалась упорная борьба между Григорием Шевченко и Кара-Рустамом. Несколько раз оба борца падали вниз головой, но, повиснув, ногами держались за бревно, потом снова поднимались и снова боролись. Это было настолько темпераментно, что и публика и мы, присутствующие в цирке борцы, были не на шутку увлечены и с нетерпением ждали исхода боя. И вдруг после нескольких таких зависаний вниз головой оба борца полетели с бревна. Шуточная эта встреча закончилась печально. Борцы ударились друг о друга головами, получили травмы. Но такой случай, конечно, исключение. Общая атмосфера цирковой борьбы была удивительно дружной, здоровой.
Я разговаривал со многими спортсменами. С какой любовью эти люди вспоминают о борьбе в цирке, о борцах! И все они говорят, что цирковая борьба во многом способствовала развитию спорта, привлечению молодежи в спортивные клубы, что и сейчас она могла бы сыграть не меньшую роль.
Заключение
Советские чудо-богатыри с достоинством несут флаг российского спорта на международной арене. У нас выросла целая плеяда молодых, образованных тренеров, которые являются лучшими специалистами на мировой арене. Радостно смотреть, когда на твоих глазах простой советский паренек становится чемпионом мира, кандидатом наук, заслуженным тренером. Наших тренеров часто приглашают тренировать зарубежные команды борцов. Шведы в прошлом, как я уже писал, занимали ведущее место на мировой арене, они знают толк в борьбе и борцах. Однако теперь шведы неоднократно приглашали к себе для подготовки борцов замечательного армейского тренера, заслуженного тренера СССР Георгия Вершинина. Вершинин был награжден специальной золотой медалью Спорткомитета СССР за подготовку борцов высокого класса. Москвичи Юрий Колупов, Владимир Бурылин, тбилисец Владимир Майсурадзе и другие специалисты передают свой опыт молодежи с большой любовью. Я предвижу обиду некоторых товарищей за то, что здесь не названы многие другие имена выдающихся борцов и тренеров в прошлом и настоящем, о которых следовало бы написать самые добрые слова. Я прошу прощения у этих товарищей, ибо армия борцов велика и сказать о всех в одной книге просто невозможно. В последние годы развитию спортивной борьбы оказала значительную помощь наука. Помню московского юношу, худого, длинного, кареглазого Сашу Новикова, выступавшего в соревнованиях за общество “Крылья Советов”. Много лет назад он на какой-то самодельной платформе усердно исследовал технику борьбы, примитивной аппаратурой изучал работу мышц спортсменов. 
Тогда Новиков был как кустарь-одиночка, но настойчивостью и трудолюбием упорно внедрял науку в спорт. Затем под руководством Александра Александровича Новикова была создана специальная лаборатория борьбы, в которой работают спортсмены, борцы, любящие свое дело. Лаборатория решает важные проблемы подготовки борцов высокого класса к крупнейшим соревнованиям. 
Тренеры сборной команды страны получают полные выкладки, разработанные лабораторией, о состоянии организма спортсмена, его тренированности. Например, если раньше мы определяли степень тренированности спортсмена на глаз, по опыту, то сейчас с помощью аппаратуры дается точное определение его физического состояния. На базе лаборатории защитили кандидатские диссертации такие борцы, как В. Оленик, В. Игуменов, С. Миронов и другие. Можно утверждать, что при современных темпах развития спорта, интенсивных нагрузках немыслимы высокие спортивные достижения без точных анализов и исследований. 
В настоящее время заместитель директора Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры, руководитель лаборатории борьбы, кандидат педагогических наук Александр Александрович Новиков — вице-президент Международной федерации борьбы, где благодаря своим знаниям и человеческому обаянию пользуется высоким авторитетом. 
В книге рассказано о жизни и труде моих героев, в основном читатель знакомился с чемпионами, с выдающимися спортсменами, но, конечно, далеко не всем молодым людям суждено стать чемпионами мира или олимпийских игр. И в этом нет необходимости. Но сильными, ловкими, всесторонне развитыми и воспитанными наши юноши быть обязаны. 

Мухамметшин
Максут
Мясумович.