Эти файлы от Вахитова Р.Н.

М.Максут.
Эта статья относится к предыдущим работам Вахитова Р.Н.
И связана со ссылкой 
 №24ж . .Татарские тамги...

 

и э та статья находится в основной части  сайта.

Это объемная работа Вахитова Р. включен на сайт для общего пользования и пусть ищущим поможет найти своих дальних предков через эти тамги.  
    Лично я сам далёк от этого вопроса.  Даже это введение пишу с его слов.

    Родина предков Вахитова Р.Н. 
- это современное село Тюрюшево Буздякского района Республики Башкортостан; до реставрации - деревня Тюршево Белебеевского уезда Уфимской губернии, а в  
XVIII  веке - «деревня ТюрюшЪ что на речке Тюрюше» Казанской дороги Уфимского уезда.
Думаю, в будущем этот подраздел, так же как и другие подразделения, будет совершенствоваться. 
   Ниже на странице указаны данные ревсказок 1-ой  и 3-ей  ревизии.

Имеются оригиналы   только по служилым  1-ой  ревизии. Тамги  3-ей  ревизии
Вахитов Р.  срисовывал с ревизских  сказок в РГАДА. И  оригиналы тамог  3-ей ревизии , как и сами рев. Сказки,   желающие смогут посмотреть только в РГАДА.

      Как помним, что и они могли меняться на каком-то этапе переселения из одного места на другое. Даже может быть, у родных братьев, расселенных в разные места

 

   Если братья жили в одной деревне, то их тамги отличались от отцовской и между собой небольшими отличительными элементами к основной фигуре. Или поворотом тамги в ту и в другую стороны. В неизменном виде тамга умершего владельца переходила к младшему женатому сыну/родственнику мужского пола вместе с домовладением. Общее правило, установленное с середины 18 века, - в деревне не должно было быть обладателей двух одинаковых тамог, т.е.  тамги  стали семейными, в отличие от родовых тамог, использовавшихся раньше. 
   Переход на семейные тамги   был обусловлен тем, что власти  ясак  раскладывали по родам, и сборщики налогов сходили с ума в поисках членов одного рода в разных деревнях числом до 20 и более, а в одной деревне могли жить представители самых разных родов.  
Об этом можно почитать  в книге 1904 года «Башкирские тамги», гор. Оренбург. Автор Соколов Д.Н.  В  книге есть авторское пояснение, что название  «Башкирские тамги» означает территориальный, а не национальный  признак  владельцев  тамог.

 

 

А что касается поиска дальних предков самого Вахитова Р. но и вообще,
то сведения о существовании родовых тамог до середины 18 века,  повышают в том числе вероятность родства  Амита и Айсы Аликаевых с Маметом Посморовым, но не убедительно. Но нужны дополнительные доказательная база. Поиск им продолжается.

   При идентификации личностей по тамгам,надо иметь в виду следующее:

1. При подписании  коллективных документов допускалось, что за одного или несколько подписантов  мог поставить тамгу его/их доверенное лицо, но это доверенное лицо в этом случае должен был поставить СВОЮ тамгу против фамилии и имени доверителя.

2.Изображение в документах чужих тамог считалось подделкой подписи. Об этом пишется в упомянутой книге 1904 года "Башкирские тамги" Соколова Д.Н. Эта книга есть в читальном зале Государственной публичной Исторической библиотеки России",
г. Москва.
О том, что тамгу  поставило доверенное лицо в документе - не указывалось, то есть мы знать об этом уже не можем.



Тамги служилых мещеряков и татар Уфимского уезда в 1722г

Ревизские сказки первой ревизии, РГАДА Фонд 350, Оп.2. дело 3790.

Фото 1


Фото 2


Фото 3

 

Фото 4


Фото 5


Фото 6


Фото 7



Фото 8

 

Фото 9

 

 

Тамги татар, переселенцев в Уфимский уезд /старосты и выборные/, по ревизским сказкам 3 ревизии 1762- 1765гг, дело 3795 Ф. 350, РГАДА_с измениями изображений тамог в делах №№ 3796; 3798/


ЯТ-ясашные татары;

СТ –служилые татары

 

АТ –адмиралтейские татары [приписанные к адмиралтейскому ведомству на заготовку корабельного леса]

Фото 10 


Фото 11


Фото 12


Фото 13


Фото 14

 

Фото 15


Фото 16


Фото 17


Фото 18


Фото 19

Тамги служилых мещеряков и татар Уфимского уезда в 1722г

Ревизские сказки первой ревизии, РГАДА Фонд 350, Оп.2. дело 3790

Фото 20


Фото 21


Фото 22


Фото 23

Фото 24

 

Фото 25


Фото 26


Фото 27


Тамги татар, переселенцев в Уфимский уезд /старосты и выборные/, по ревизским сказкам 3 ревизии 1762- 1765гг, дело 3795 Ф. 350, РГАДА_с измениями изображений тамог в делах №№ 3796; 3798.
Фото 28

 

Фото 29


Фото 30


Фото 31


Фото 32


Фото 33


Фото 34


Фото 35


Фото 36


Фото 36

 

Продолжение темы тамг:

А.-Х. Ш. Джанибеков

Очерки по Истории Ногайцев

1935 г.,

Архив Даг НИИИЯЛ им 1 Цадасы на 169 листах Ф 28, Оп. 1, Д. 2

Архив РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5, Оп. 1.Д.68.

Тамги Крымско-Татарского Народа.
Ссылка

 

https://docviewer.yandex.ru/view/24684849/?page=1&*=1hjRJAckg0pGPaoTaFeTSzdep%2FB7InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNzQ3OTU5NjA1MzczNTY1NTgvMS4zIiwidGl0bGUiOiLRgdGC0LDRgtGM0Y8g0JTQttCw0L3QuNCx0LXQutC%2B0LJf0KLRjtGA0LrRgdC60LjQtSDRgtCw0LzQs9C4LmRvY3giLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjI0Njg0ODQ5IiwidHMiOjE2MTE1NzgyMTg1NDAsInl1IjoiMjY4ODY3ODM4MTU3NjMzMzY5OSJ9



М.Максут.
Ниже фото 37. К этому файлу, который связан с 
деревней Тюршево Белебеевского уезда Уфимской губернии, я тоже получил
от Вахитова Р. И в ней указаны переходцы во -2-ой половыине 17 в из моей д.Шубино, Алатырского уезда в д. Терюшево. Это шубинские Исянбердины. Они из рода Сунлалея Кучукова ориентировочно между 1560-1570гр. У них тамга в виде перевернутой римской
цифры "V".
Вместе с ними указаны служилые из д.Пошатово, Алатырского уезда.


Эти файлы имеют отношение к статьям  из основного сайта с.Шубино, а сами статьи помещены там как  "Статьи от
Вахитова Р.Н.№ 24,а, 34б, 24 в и т.д.

  


 

 

 

Мухамметшин
Максут
Мясумович.