Эти файлы от Вахитова
Р.Н.
М.Максут.
Эта статья относится к предыдущим работам Вахитова Р.Н.
И связана со ссылкой №24ж . .Татарские тамги...
и э та статья находится в основной части сайта.
Это объемная работа Вахитова Р. включен на сайт для общего пользования и пусть ищущим поможет найти своих дальних
предков через эти тамги.
Лично я сам далёк от этого вопроса. Даже это введение пишу с
его слов.
Родина предков Вахитова Р.Н. - это современное село Тюрюшево Буздякского района Республики
Башкортостан; до реставрации - деревня Тюршево Белебеевского уезда Уфимской губернии, а в XVIII веке
- «деревня ТюрюшЪ что на речке Тюрюше» Казанской дороги Уфимского уезда.
Думаю, в будущем
этот подраздел, так же как и другие подразделения, будет совершенствоваться.
Ниже на странице указаны данные
ревсказок 1-ой и 3-ей ревизии.
Имеются оригиналы только по служилым 1-ой ревизии. Тамги 3-ей ревизии
Вахитов Р. срисовывал с ревизских сказок в РГАДА. И оригиналы тамог 3-ей ревизии , как и сами рев. Сказки, желающие смогут посмотреть только в
РГАДА.
Как помним, что и они могли меняться на каком-то этапе переселения из
одного места на другое. Даже может быть, у родных братьев, расселенных в разные места
Если братья жили в одной деревне, то их тамги отличались от отцовской и между собой небольшими отличительными элементами к основной фигуре. Или поворотом тамги в ту и в другую
стороны. В неизменном виде тамга умершего владельца переходила к младшему женатому сыну/родственнику мужского пола вместе с домовладением. Общее правило, установленное с середины 18
века, - в деревне не должно было быть обладателей двух одинаковых тамог, т.е. тамги стали семейными, в отличие от родовых тамог, использовавшихся раньше.
Переход на семейные тамги был обусловлен тем, что власти ясак раскладывали по родам, и сборщики налогов сходили с ума в поисках членов одного
рода в разных деревнях числом до 20 и более, а в одной деревне могли жить представители самых разных родов. Об
этом можно почитать в книге 1904 года «Башкирские тамги», гор. Оренбург.
Автор Соколов Д.Н. В книге есть авторское пояснение, что название «Башкирские тамги» означает территориальный, а не национальный признак
владельцев тамог.
А что касается поиска дальних предков самого Вахитова Р. но и вообще,
то сведения о существовании родовых тамог до середины 18 века, повышают в том числе вероятность родства Амита и Айсы Аликаевых с Маметом Посморовым, но не убедительно. Но нужны
дополнительные доказательная база. Поиск им продолжается.
При идентификации личностей по тамгам,надо иметь в виду следующее:
1. При подписании коллективных документов допускалось, что за одного или несколько подписантов мог поставить тамгу его/их доверенное лицо, но это
доверенное лицо в этом случае должен был поставить СВОЮ тамгу против фамилии и имени доверителя.
2.Изображение в документах чужих тамог считалось подделкой подписи. Об этом пишется в упомянутой книге 1904 года "Башкирские тамги" Соколова Д.Н. Эта книга есть в читальном зале Государственной
публичной Исторической библиотеки России",
г. Москва.
О том, что тамгу поставило доверенное лицо в документе - не указывалось, то есть мы знать об этом уже не можем.
Тамги служилых мещеряков и татар Уфимского уезда в 1722г
Ревизские сказки первой ревизии, РГАДА Фонд 350, Оп.2. дело 3790.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Тамги татар, переселенцев в Уфимский уезд /старосты и выборные/, по ревизским сказкам 3 ревизии 1762- 1765гг, дело 3795 Ф. 350, РГАДА_с измениями изображений тамог в делах №№ 3796; 3798/
ЯТ-ясашные татары;
СТ –служилые татары
АТ –адмиралтейские татары [приписанные к адмиралтейскому ведомству на заготовку
корабельного леса]
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13
Фото 14
Фото 15
Фото 16
Фото 17
Фото 18
Фото 19
Тамги служилых мещеряков и татар Уфимского уезда в 1722г
Ревизские сказки первой ревизии, РГАДА Фонд 350, Оп.2. дело 3790
Фото 20
Фото 21
Фото 22
Фото 23
Фото 24
Фото 25
Фото 26
Фото 27
Тамги татар, переселенцев в Уфимский уезд /старосты и выборные/, по ревизским сказкам 3 ревизии 1762- 1765гг, дело 3795 Ф.
350, РГАДА_с измениями изображений тамог в делах №№ 3796; 3798.
Фото 28
Фото 29
Фото 30
Фото 31
Фото 32
Фото 33
Фото 34
Фото 35
Фото 36
Фото 36
Продолжение темы тамг:
А.-Х. Ш. Джанибеков
Очерки по Истории Ногайцев
1935 г.,
Архив Даг НИИИЯЛ им 1 Цадасы на 169 листах Ф 28, Оп. 1, Д. 2
Архив РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5, Оп. 1.Д.68.
Тамги Крымско-Татарского Народа.
Ссылка
М.Максут.
Ниже фото 37. К этому файлу, который связан с деревней Тюршево Белебеевского уезда Уфимской губернии, я тоже
получил
от Вахитова Р. И в ней указаны переходцы во -2-ой половыине 17 в из моей д.Шубино, Алатырского уезда в д. Терюшево. Это шубинские Исянбердины. Они из рода Сунлалея Кучукова ориентировочно между
1560-1570гр. У них тамга в виде перевернутой римской
цифры "V".
Вместе с ними указаны служилые из д.Пошатово, Алатырского уезда.